Дети не рождаются для того, чтобы сидеть тихо, ничего не трогать, быть послушными и развлекать себя, никому не мешая. Дети не рождаются для того, чтобы постоянно сидеть перед телевизором или с планшетом. Они не хотят всё время молчать.
Им необходимо бегать, прыгать, всё трогать и всё исследовать. Им необходимы приключения, — только так можно открывать для себя окружающий мир. Они ученики на этой Земле. Те, которые словно губки впитывают всё новое каждую минуту и каждый день. Те, кто ищет и находит сокровища, играет и выигрывает, пробует и терпит неудачи. Всё это — наши дети.
Дети — это свободные, чистые души, которые хотят летать, а не стоять в сторонке, чтобы никому не мешать. Давайте же не будем превращать их в рабов взрослой жизни, в которой все спешат и все очень заняты. Давайте не будем заключать их в тюрьму взрослого мира сплошных разочарований.
Давайте поощрять их способность удивляться и открывать этот мир во всём его многообразии: цвета, формы, запахи, вкусы, новые предметы, новые люди. Кто им поможет в этом, если не мы, взрослые?
Что происходит в мозгу ребенка во время игры?
То, что игра — это не просто забава, а очень важный процесс развития ребенка (в физиологическом, эмоциональном, поведенческом и когнитивном плане) давно доказано наукой.
Игра оказывает колоссальный эффект на малышей:
- Повышает их настроение и ослабляет беспокойство.
- Развивает внимание, память и способность к концентрации.
- Снижает неврологическое напряжение и способствует спокойствию, благополучию и счастью.
- Стимулирует желание двигаться, а это — залог гармоничного физического развития.
- Развивает воображение и креативность, фантазию и логику.
К сожалению, в современном обществе навязывается ошибочный шаблон, что хороший ребёнок — это послушный ребёнок. Он беспрекословно подчиняется родителям и при этом — «очень счастлив». Ещё один миф связан с тем, что мама с папой должны как одержимые развивать у ребёнка определённые способности, которые помогут ему получить хорошую работу в будущем.
При этом мы забываем (и это касается не только родителей и близких, но и педагогов), что школьные отметки и победы на всяческих конкурсах — созданы взрослыми и для взрослых. Мы не на то смотрим, не тому учим, не за то хвалим. За всем этим мы не видим душу ребёнка, его подлинный потенциал.
Малыши нуждаются в том, чтобы их любили не за достижения, а за то они сами — уникальны по своей природе. Они нуждаются в том, чтобы их не ругали, а поддерживали и помогали стать лучше. Не критиковали, а подсказывали, не высмеивали, а хвалили.
Все мы — родом из детства и не несём ответственности за то, как нас воспитали. Но как взрослые — полностью ответственны за то, как относимся к своим детям.
Читайте также: Секрет воспитания детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта
Детство должно быть простым — не усложняйте его
Мы часто повторяем, что каждый человек уникальный и неповторимый, но не похоже, что действительно усвоили это. Взять хотя бы такой факт, как то, что взрослые установили целый свод правил, которым необходимо следовать в воспитании детей. Это огромная ошибка: как могут быть универсальными правила, если каждый ребёнок уникален?
Поэтому неудивительно, что наши убеждения и наши действия находятся в постоянном конфликте, когда речь заходит о воспитании детей.
Как пишет профессор и консультант Ким Пейн, у наших детей:
- слишком много информации.
- слишком много материальных вещей.
- слишком много опций.
- слишком много спешки.
Мы из самых благих намерений на самом деле только вредим. А именно: мешаем детям исследовать, размышлять и жить на своей планете — планете Детства. Мы навязываем им наш мир, полный тревог и беспокойства, тем самым — усложняем детство. Мы забиваем его гаджетами, развивающими на наш взгляд игрушками, школьными и внеклассными занятиями. Мы лишаем их простого и счастливого детства, мы мешаем им играть и развиваться.
Сегодня дети проводят на свежем воздухе меньше времени, чем люди в тюрьме. И это действительно так. Задумайтесь, сколько часов гулял ваш ребёнок на улице на этой неделе! А на прошлой?..
Сегодня дети проводят на свежем воздухе меньше времени, чем люди в тюрьме. И это действительно так. Задумайтесь, сколько часов гулял ваш ребёнок на улице на этой неделе! А на прошлой?..
Почему?
Потому что мы «развлекаем и занимаем» их другими видами деятельности, которые считаем более необходимыми, стараемся, чтобы они не испачкались, не услышали чего-то грязного и т.д. Это страшно, что мы делаем с нашими детьми. Это неприемлемо и крайне тревожно.
Давайте рассмотрим несколько причин, почему это необходимо как можно скорее изменить:
- Чрезмерная гигиена — это лучший способ вырастить ребёнка с аллергией. Это доказали недавние исследования, проведённые в больнице Гетеборга в Швеции.
- Когда ребёнку не позволяют расти на свежем воздухе — это пытка, похуже, чем тюрьма. Тем самым взрослые блокируют их творческий потенциал и саму способность к развитию.
- Если дети растут, будучи приклеенными к мобильным телефонам, планшетам, компьютерам или телевизионным экранам, то ни о каком полноценном развитии даже не может быть и речи. Всё это действует на них самым разрушительным образом: на когнитивном, эмоциональном, физиологическим и поведенческом уровнях.
Мы могли бы продолжать, но, думаю, большинство из вас сами могут вспомнить бесчисленные примеры того, как разрушаем магию детства.
Как сказал Франческо Тонуччи:
«Опыт детей — вот что есть самой важной основой их образования. Это их жизнь, их сюрпризы, их открытия. Мой учитель перед уроком всегда заставлял нас вынимать и выбрасывать всё из карманов, чтобы не отвлекались на занятиях. И чего там только не было: жучки, верёвочки, карты, камушки причудливых форм… Всё это — наши сокровища из внешнего мира, свидетельство того, что мы его познаём, мы его открываем, мы его учимся любить и беречь. Но сегодня мы должны сделать обратное: мы должны попросить детей показать нам, что они носят в своих карманах. Это частичка их опыта, которая станет фундаментом для знаний. Таким образом, школа открывается для жизни: она принимает детей с уже приобретёнными знаниями, и приумножает их».
«Опыт детей — вот что есть самой важной основой их образования. Это их жизнь, их сюрпризы, их открытия. Мой учитель перед уроком всегда заставлял нас вынимать и выбрасывать всё из карманов, чтобы не отвлекались на занятиях. И чего там только не было: жучки, верёвочки, карты, камушки причудливых форм… Всё это — наши сокровища из внешнего мира, свидетельство того, что мы его познаём, мы его открываем, мы его учимся любить и беречь. Но сегодня мы должны сделать обратное: мы должны попросить детей показать нам, что они носят в своих карманах. Это частичка их опыта, которая станет фундаментом для знаний. Таким образом, школа открывается для жизни: она принимает детей с уже приобретёнными знаниями, и приумножает их».
Это, без сомнения, гораздо более здоровый способ воспитания детей. Не усложняйте им детство своими правилами и запретами. Не мешайте открывать этот мир — через игру, через приключения, через порванные сандалии и разбитые коленки. Этот опыт — бесценен!