Смех применялся и применяется в жизни каждым человеком, осознанно или неосознанно, это общеизвестный практический опыт. Но научно-теоретическую основу под смех подвели относительно недавно. Наука о смехе, о влиянии смеха на человека, о его целебности –гелотология (от греческого γέλως gélōs– смех), –берёт истоки в 60-70-е гг. прошлого века.
Основатель гелотологии – психиатр Уильям Фрай (William F. Fry) проводил исследования по воздействию смеха в Стэнфордском университете с 1964 г. Наряду с ним известны такие исследователи-гелотологи, как Lee Berk, Paul Ekman, Ilona Papousek, Robert Provine, Frank Rodden, Willibald Ruch und Barbara Wild. Они разработали фундамент современной юморо- и смехотерапии. В США работает Ассоциация Прикладного и Терапевтического Юмора (Association for Applied and Therapeutic Humor ).
В русскоязычной литературе часто ошибочно зовутоснователем смехотерапии Нормана Казинса. Он стоял у истоков, но пришёл к юморотерапии немного позже (не через науку, а через свою болезнь), чем У. Фрай.
Фрай тесно сотрудничал с немецким психотерапевтом-гелотологом Михаелем Титце, с которым его познакомил Виктор Франкл,известный психотерапевт с практическим опытом духовного пробуждения. Франкл одним из первых обратил внимание на т.н. парадоксальное влияние юмора в терапевтическом процессе. Титце разработал т.н. юмородраму. Он занимается гелотофобией и активно сотрудничает с больничными клоунами.
Исследования показывают, что при смехе в организме человека выделяются нейромедиаторы и гормоны – катехоламины, как адреналин и норадреналин, которые помогают нейтрализовать ощущение физической боли в теле. В процессе смеха выделяются и другие нейромедиаторы и гормоны:наряду с такими катехоламинами, как дофамин, гормонудовольствия, осуществляется выброс эндорфина, гормона радости, и серотонина, гормона счастья.
Как смех влияет на человека?
Влияние смеха на психическое и физическое здоровье человека разнообразно. В литературе обычно выделяют следующие сферы:
- Позитивное мышление и настроение:за счёт умения посмеяться над собой или ситуацией укрепляется психологическая устойчивость, способность не держаться за негативные стороны явлений и радоваться жизни, миру.
- Расслабление как физическое, так и психологическое: в процессе смеха снимаются эмоциональные и телесные зажимы, что приводит к расслаблению, которое помогает человеку жить более открыто и успешно
- Укрепление здоровья и иммунитета:в процессе выработки нейромедиаторов и гормонов, которые обладают иммуномодулирующим действием, активируютсяТ-лимофоциты и гамма-интерферон, которые защищают организм от опухолевых болезней, а также являются натуральным болеутоляющим средством. Идёт активная стимуляция мышечной системы: при смехе задействовано более чем 100 мышц в организме от головы до ног. Улучшение кровообращения за счёт смеха ведёт к укреплению сердечно-сосудистой системы.
- Повышение стрессоустойчивости: гормоны стресса перестают влиять на организм и психику, т.к. гормоны радости и счастья перекрывают их воздействие.
- Стимуляция обмена веществ и очищение организма: за счет изменения типа дыхания,работы глубинных мышц живота усиливается работа лёгких, гладкой мускулатуры кишечника, что приводит к избавлению от шлаков и прочих вредных веществ, накопленных в теле человека.
- Общее психотерапевтическое воздействие: за счёт высвобождения подавленных эмоций и комплексов снимаются физическая, психологическая усталость и напряжение; разрешаются психологические проблемы.
Где применяют смех?
В современном мире существуют разные направления, где смех целенаправленно применяется в целительско-оздоровительных целях:
- Смехотерапия (и юморотерапия).
- Йога смеха (хасья-йога).
- Смех в духовных практиках.
- Больничная клоунада (как часть клоунотерапии,Clown Care).
Смехотерапия
Смехотерапия и юморотерапия основанына лечении психологических и физиологических проблем человека методами, помогающими расслабить человека через конструктивный или деструктивный юмор, применение театральных форм, чтение смешных книг и просмотр комедий, и другими средствами, вызывающими смех у человека.
Смехотерапия довольно активно применяется в западно-европейской и американской психотерапии. О ней мы уже писали выше, когда анализировали гелотологию. В России пока это направление мало популярно.В психологической практике и литературе можно выделить работы Риммы Умяровой, которая работает на стыке арт-терапии, смехотерапии и йоги смеха через созданную ею смеходраму.
Йога смеха
Йога смеха (хасья-йога)– популярное во многих странах мира движение, основанное в 1995 г. индийским врачом Маданом Катариа (Madan Kataria). М. Катариа совместил азы смехотерапии с упражнениями из йоги (пранаяма) и основал систему клубов смеха, довольно быстро распространившуюся сперва в США и Германии, а затем и в других странах.
Сейчас по всему миру работает по разным данным от 6000 до 10000 клубов смеха. В России клубы смеха работают довольно разрозненно, т.к. часть инструкторов училась у американских специалистов йоги смеха, а другие занимались напрямую в индийской школе Мадана Катариа.
Система йоги смеха основана на специальной методике: обученные специалисты ведут занятия в клубах по определённой схеме. Занятия начинаются с приветствия со смехом.
Затем даются лёгкие упражнения на расслабление тела и дыхательные тренировки для настроя на смех (барабанная дробь пальцами по грудной клетке и тимусу, углублённое дыхание, обучение ритму через хлопание ладонями и звуки «хо-хо – ха-ха»). После этого группе предлагаются методы из телесно-ориентированной терапии и игротерапии со смехом вкупе с дыхательными упражнениями (представить себя львом и смеяться с высунутым языком и т.п.).
Смех в духовных практиках
Медитации смеха можно встретить во многих древних традициях – буддизме, суфизме, даосизме. Смех помогает отключить ум, снять зажимы и освободить подсознание от мешающих блоков, что является одним из важных компонентов очищения души. Он ведёт к одному из важных духовных состояний – расслаблению, которое достигается зачастую с помощью смеха легче, чем через мудрёные асаны или многочасовые медитации.
Смех освобождает от тоски, уныния и страданий, на его основе можно выработать кардинально новый взгляд на проблемы и принять их.
Смеющийся Будда или весёлые монахи показывают, что смех – это тоже Путь. В Японии популярен т.н. смеющийся Хотэй (Будай), который одновременно является как божеством счастья, веселья и изобилия, так и воплощением Будды Майтрейи. Его прообраз взят из легенд о китайском монахе Цицы. Он прочно укреплён в духовных традициях Китая, и через феншуй распространился по всему миру в виде смеющихся статуэток– талисманов счастья и богатства.
Медитация смеха для очищения применяется во многих суфийских школах.
Методы юморотерапии и медитация смеха применял в своей работе с учениками и Ошо Раджниш. Его медитация приводит к катарсическому смеху, у которого тоже нет причины, и который освобождает сознание от зажимов и блоков.
В рамках позитивного мышления, через которое идут многие традиции, можно выработать устойчивое астральное тело человека и проработать определённые блоки ментального уровня. Для эффективной проработки гордыни, одного из тяжелейших качеств, мешающих духовно развиваться, предлагают смеяться над собой перед зеркалом по два-три раза в день.
Больничная клоунада
Больничная клоунада – это интернациональное движение клоунов-волонтёров и профессионалов по социально-культурной и психологической реабилитации детей в стационарах больницы методами арт-терапии, клоунотерапии и игротерапии.
Движение больничных клоунов началось с клоуна нью-йоркского городского цирка Big Apple Circus Майкла Кристенсена (Michael Christensen). Он основал в 1986 г. организацию «Big Apple Circus Clown Care»и развил направление «Clown doctoring».
Его движение довольно быстро подхватили в Европе: вначале в Австрии, Германии, а затем и других странах. В России больничная клоунада тоже набирает силу. Основоположником её в России считается Константин Седов. Больничная клоунадаработает в западной традиции вместе с исследовательскими центрами по смехо- и юморотерапии.