Какие процессы происходят в психике игрока во время игры? Что заставляет его вновь и вновь делать ставки, подвергая опасности собственное благополучие? Какие силы вырываются из темных и теневых уголков его души?
В момент азартной игры происходит снижение уровня сознания ичеловек погружается в глубокий океан бессознательных сил и явлений. С точки зрения юнгианской психологии, та сила в бессознательном, которая захватывает нашу волю, называется автономным психическим комплексом, имеющим свой архетипический заряд и свою энергичную волю к реализации. Какие же комплексы имеют власть над игроком?
В некоторых случаях можно сказать, что азартный игрок одержим комплексом Мана-личности. Мана-личность —это архетип могущественного человека, мага, колдуна, выдающейся личности, способной повелевать людьми и судьбами. Такие игроки любят игры, где есть возможность повлиять на ход событий – например, посчитать вероятность выпадения того или иного числа или запомнить карты у соперника. В тот момент, когда крутится волчок рулетки или сдаются карты, человек чувствует себя способным, выражаясь фигурально, «схватить бога за бороду» — превзойти обыденность и стать равным небожителями. Выигрыш является зримым подтверждением власти и могущества такого игрока.
В каком-то смысле, можно сказать, что игроком, одержимым Мана-личностью, движет жажда духовности, инстинктивное стремление выйти за рамки и ограничения физической реальности. Игра в этом смысле —такой же путь получения духовных даров, как и наркотик. И также, как и наркотик, она имеет свою роковую цену –жизнь и здоровье человека.
Еще одним архетипический комплексом, вовлекающим человека в круговорот игры, является Пуэр – «вечный ребенок». Пуэр или, в женском варианте Пуэлла, стремится к сильным впечатлениям без излишней рационализации. Игра ради игры.Игра как удовольствие, не зацикленная на получении выгоды или практической пользы. Игра как риск, противостоящая безопасности и комфортности обычной жизни. Игра как снятие груза ответственности, как передышка от взрослой жизни, с её ограничениями и условностями.
Игрок, которого толкает в круговорот игры этот комплекс, не так сосредоточен на выигрыше, как игрок с Мана-комплексом. Скорее всего ему нравится сам процесс игры, той эмоциональной легкости и куража, которые она ему дает.
Юнгианский аналитик Билли Курри, в своей работе “Госпожа Удача. Юнгианский анализ игры и игрока” отмечала также родительский аспект в фигурах, отвечающих за ход игры —Отца Рока и Госпожи Удачи. Игрок пытается избежать отцовского гнева —рокового проигрыша и стяжать благосклонность матери —Госпожи Удачи. Бросая кости,он стремится поймать любящий взгляд матери, прильнуть к ее благодатной груди, полной молока. Такие игроки, как правило, имеют оральный комплекс в структуре характера в виде недокормленного младенца, отчаянно нуждающегося в материнской заботе и ласке. Они ждут от мира «чудес» в виде внезапного выпадения «джек-пота», который избавит их от власти строгого Отца, принуждающего к монотонной дисциплине и регулярному труду.
Если вы хотите узнать какой архетипический комплекс движет вами, познакомиться ближе со своим внутренним игроком и ослабить его влияние на вас,подумайте, что придаёт вам энергии, что зачаровывает в игре — чувство власти и могущества, ощущение праздника без обязательств, риска и азарта или же жажда быть насыщенным и обогретым Госпожой Удачей? А может быть что-то еще?
В каких сферах жизни, вы могли бы задействовать своего внутреннего игрока, для каких дел он мог бы стать хорошим ресурсом и опорой? А в каких сферах лучше было бы обойтись без него?