Как-то раз, оказавшись в картинной галерее, по привычке потянулся к фотоаппарату. Но сделать фото не успел – был остановлен бдительной сотрудницей. Еще и лекцию пришлось выслушать о том, что якобы мешаю другим.
Вернувшись домой с ощущением, что дама была неправа, полез изучать законодательство. И выяснил, что право съемки для себя лично мне гарантирует не что-нибудь, а Конституция.
Но, к сожалению, только в России. И, кстати, для тех, кто собирается фотографировать в картинных галереях, их сотрудники – не единственная трудность.
- Во всех ли картинных галереях можно фотографироваться
- В чем сложность фотографирования в картинной галерее
- Как правильно сделать фото рядом с картиной
- Нужна ли вспышка в картинной галерее
Во всех ли картинных галереях можно фотографироваться
В российских музеях и картинных галереях фотографирование в некоммерческих целях (исключительно для себя) не запрещено. Но за рубежом ситуация может оказаться диаметрально противоположной.
Где-то соответствующее разрешение приходится оплачивать, где-то фотосъемка запрещена в принципе (или дозволена только в помещениях, где нет никаких картин).
Каждый музей или галерея устанавливают правила самостоятельно. Не получится сделать фото в амстердамском музее Ван Гога, парижском Орсэ и музее Родена, мадридском Прадо, лондонской Национальной галерее.
Такой запрет администрация чаще всего аргументирует тем, что фотографирование мешает другим посетителям наслаждаться искусством.
Особенно внимательным нужно быть, собираясь посетить временную экспозицию. Здесь, как говорится, «хозяин – барин». Коллекционеры, позволяющие галереям выставить картины из собственных собраний, устанавливают свои правила.
В чем сложность фотографирования в картинной галерее
Основных проблем в картинной галерее для фотографа три: толпы посетителей, закрытые стеклом картины и специфическое освещение. Но по своему опыту могу сказать, что они преодолимы.
Столпотворение в галерее просто не может быть постоянным. Понятно, что в выходные дни и, например, во время школьных каникул там гораздо больше народа, чем обычно.
Если ты не пожалеешь времени и терпения на небольшое исследование, то легко найдешь «окно», когда толпа заметно редеет. Как показывает практика, это чаще всего обеденное время или что-то близкое к нему.
Чтобы на стекле, защищающем картину, не осталось отражения, нужно подойти к нему как можно ближе, а если это позволяется – даже прижать объектив.
Приглушенный свет, необходимый для сохранности картин и создания особой атмосферы требует изменения настроек – увеличения значения выдержки.
Для разных камер оно может колебаться в пределах от 1/60 до 1/100 секунды. Я предпочитаю последний вариант.
Как правильно сделать фото рядом с картиной
Просто встать рядом с полотном – это скучно и банально. Гораздо более интересными получаются кадры, когда модель стоит лицом к картине и ты снимаешь ее со спины.
Особенно выразительны фото, если зритель чем-то «созвучен» произведению искусства, например, каким-то образом «вписывается» в композицию, цвета его одежды гармонируют с колоритом картины.
Еще эффектно смотрятся фото, сделанные сбоку, когда в кадр одновременно попадает лицо изучающего полотно и оно само. Высший пилотаж, по моему мнению – поймать реакцию человека, отразить «взаимодействие» с картиной.
Нужна ли вспышка в картинной галерее
Это известно всем, но все равно напоминаю: использование вспышки (а также любого другого вспомогательного оборудования – палок для селфи, штативов) в картинных галереях и музеях строго запрещается.
Это вполне разумно и логично:
- яркий резкий свет вреден для картин: полотно «преждевременно стареет», меняются оттенки пигментов и даже сама структура поверхности;
- освещение для каждой картины выставляется индивидуально, вспышки разрушают тщательно продуманную композицию и атмосферу;
- постоянные вспышки отвлекают и посетителей, и сотрудников галереи, раздражающе действуют на психику, мешая первым наслаждаться созерцанием шедевров, а вторым – следить за залом.
Кроме вспышки, правилами учреждения может быть ограничено и применение какого-либо фотооборудования (например, монопод и палка для селфи запрещены к использованию в Третьяковской галерее).
Фотографирование картин – не такое простое дело, каким кажется на первый взгляд. Иногда для этого практически невозможно даже выбрать момент. Имеются и технические сложности.
А вы в картинных галереях тоже фотографируете или предпочитаете не отвлекаться, наслаждаясь шедеврами? Удавалось сделать качественные атмосферные снимки?