Чем больше сил мы прикладываем в борьбе с переживанием, страхом или нежелательным состоянием, тем сильнее они становятся. Пытаясь сопротивляться, мы усиливаем — борясь со стрессом, мы испытываем еще больший стресс. Легли, уснуть не можем, стараемся, не получается. Оказывается, есть метод который поможет справится в подобных ситуациях. И он действительно парадоксальный.
Парадоксальная интенция
Метод был предложен Виктором Франклом, психиатром и автором логотерапии.
Когда человек попадает в ситуацию, которую он не желает, испытывает чувство, которое не хочет испытывать, видит объект, который вызывает негативную реакцию, нужно ЗАХОТЕТЬ именно то, что вызывает переживание.
Когда человек попадает в ситуацию, которую он не желает, испытывает чувство, которое не хочет испытывать, видит объект, который вызывает негативную реакцию, нужно ЗАХОТЕТЬ именно то, что вызывает переживание.
В этом и заключается парадоксальность — сделать то, чего боишься, хотеть испытывать чувство, которое не хочешь, желать такое состояние, от которого уклоняешься.
Вот цитаты Франкла о применении метода при проблеме бессонницы:
Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, гиперинтенция (усиленное стремление) заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон».
Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, гиперинтенция (усиленное стремление) заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон».
Я бы еще перефразировал — сильное стремление что-то получить, заменяется сильным стремлением этого не получать.
Для меня данная методика интересна еще тем, что применяется в случаях обсессивно-компульсивного расстройства. В этом случае страх, например, к микробам, приводит человека к постоянному мытью рук. И это желание настолько сильно, что затмевает все остальное — нельзя не помыть руки! Если вы смотрели фильм «Авиатор» с Ди Каприо, именно этим расстройством страдал его персонаж в фильме.
Для снижения симптомов методом парадоксальной интенции, ему предложили бы очень активно начать собирать микробов повсюду — копаться в грязи, трогать ручки, предметы, здороваться с каждым встречным и тп.
Так вот, мне знакомо такое состояние и могу сказать — метод работает.
Насколько метод новый
Франкл предложил этот метод в середине 20 века (если честно, нашел три даты, которые сильно расходятся от 1927 года до 1960). С одной стороны, это открытие. С другой — метод принятия «зла», а не сопротивление ему, известен уже не одну тысячу лет. Все благодаря восточным практикам (буддизм, даосизм).
У меня сложилось впечатление, что восточные практики открыли подавляющее большинство методов и средств помощи нашему страдающему разуму. Особенность только в том, что они не используют научные термины, не опираются на исследования мозга и тп.
Восточные практики эмпирическим (опытным) путем, пришли к пониманию того, как нужно действовать в ситуациях, когда требуется не физическая помощь, а мыслительная. Лечим не тело, а «душу».
Восточные практики эмпирическим (опытным) путем, пришли к пониманию того, как нужно действовать в ситуациях, когда требуется не физическая помощь, а мыслительная. Лечим не тело, а «душу».
В контексте парадоксальной интенции, могу привести пример работы с сопротивлением потоку мыслей.
Во время медитации нужно стать сторонним наблюдателем своих мыслей. Они приходят и уходят. Просто следишь за этим процессом. Однако, могут возникать мысли, которые тут же захватывают сознание. И ты думаешь — эти мысли мешают медитировать, их нужно изгнать. Начинаешь бороться. И получается обратный эффект — мысли все сильней захватывают.
Что рекомендуют восточные учения в этом случае — не борись с мыслями. Не сопротивляйся им. Пусть приходят и уходят, не гони их, рассмотри их внимательно. Наблюдай.
Что рекомендуют восточные учения в этом случае — не борись с мыслями. Не сопротивляйся им. Пусть приходят и уходят, не гони их, рассмотри их внимательно. Наблюдай.
Не все готовы принять медитацию как нечто реальное, а не с мистическим оттенком. Поэтому привожу еще один пример — айкидо.
Характерной особенностью боевого искусства айкидо, является принцип — используй силу противника, против него самого.
Характерной особенностью боевого искусства айкидо, является принцип — используй силу противника, против него самого.
То-есть, не ставим блок (сопротивление), не уклоняемся полностью от удара (избегание), а принимаем удар таким образом, чтобы его энергию перенаправить в нужную нам сторону.