Часто мне приходится слышать от родителей, о том, что малыш всё понимает, всё выполняет, но при этом молчит.
Самое важное, что можно порекомендовать в таком случае: разговаривайте с ребёнком.
Бывает, что в процессе беседы с родителями выясняется, что родители не знают, как правильно выстроить общение с ребёнком, чтобы он захотел говорить с ними.
Я хотела бы предложить несколько способов, которые будут стимулировать речь ребёнка.
1. Говорим сами с собой.
Если ребёнок находится рядом с вами, проговаривайте вслух всё то, что вы видите, делаете, чувствуете. Говорите чётко, не спеша, короткими фразами, понятными для ребёнка.
2. Разговариваем параллельно.
Этот способ отличается от первого тем, что теперь вы говорите о том, что делает или видит ребёнок.
Используя такой приём, вы подсказываете малышу, какими словами можно выражать его мысли и представления. В скором времени подсказанные вами слова и выражения малыш начнёт использовать в своей речи самостоятельно.
3. Делаем вид, что не понимаем ребёнка.
Этот способ работает следующим образом: взрослый как будто бы не понимает, что хочет от него ребёнок, и ребёнок, в свою очередь, вынужден оречевлять свою просьбу.
Например, малыш, показывая на стол, с ожиданием смотрит на вас, вы поняли, что он просит печенюшку, а даёте ему яблоко. Возможно, сначала малыш будет возмущён вашим поведением, но это послужит поводом, чтобы назвать словом желанный объект.
4. Дополняем сказанное ребёнком.
Не заставляйте ребёнка повторять слова, сказанные вами, это не даст желаемого результата. Гораздо эффективней будет, если вы продолжите или дополните сказанные малышом слова, превратив их в полноценное предложение.
Например, ребёнок говорит слово каша, а вы дополняете: Каша очень вкусная.
Таким образом, вы ненавязчиво подводите ребёнка к тому, чтобы он сам заканчивал свою мысль.
5. Используем устное народное творчество.
Дети с удовольствием занимаются, если мы используем игровые песенки и потешки. Например, во время умывания хорошо использовать потешку «Водичка-водичка, умой моё личико…»
Одновременное выполнение действий с проговариванием учит малыша прислушиваться к речи, схватывать её ритм, вникать в смысл слов. Постепенно дети, повторяя за родителями, начинают самостоятельно играть со словами и фразами.
6. Играем в музыкальные игры.
Очень большое значение для развития речи играют музыкальные игры. Маленькие дети с удовольствием подпевают, очень любят подвижные игры типа «Каравай», «Надувайся наш пузырь» и др.
Вначале ребёнок будет повторять только окончания слов или последние слова из строчек песни. Постепенно он запомнит, и будет напевать целые песенки.