Эпоха саообмана. Как мы мастерски это делаем

Image result for john paul white joy williams affair
 
Когда я учился в университете, я был убеждён, что хочу быть инвестиционным банкиром и работать на Уолл-стрит. Год спустя мне хватило всего трёх часов, проведённых в душной комнатке известной компании «State Street», чтобы эти мечты испарились. Оглядываясь назад, я понимаю, что не столько хотел стать банкиром, сколько хотел почувствовать себя сильным и важным. К счастью, я нашёл другие способы удовлетворения этих потребностей. 

Также был период времени, когда я был убеждён, что моя бывшая подруга оставила меня, потому что я был недостаточно хорош для неё. Вследствие этого я пытался утвердиться перед каждой женщиной, которую когда-либо встречал. Но после большого количества встреч с другими женщинами я в конце концов понял, что вполне хорошо себя чувствую и мне гораздо лучше без бывшей подруги. 
Потом у меня появилась мысль, что все плохие эмоции, которые я когда-либо испытывал, были следствием какой-то одной глубокой травмы, и что во мне многое изменилось под её влиянием. Это было очередным помешательством. (Пояснение: иногда вы чувствуете себя плохо только потому, что вы просто думаете, что плохо себя чувствуете). 
Всем этим я хочу сказать, что зачастую мы неспособны правильно оценивать наши собственные эмоции и желания. Мы лжём себе. И мы делаем это по одной очевидной причине: чтобы почувствовать себя лучше. 
Мы не можем точно сказать, когда мы сами себя обманываем, но можно с уверенностью предположить, что нечто, что сегодня мы считаем «истиной», скорее всего, не более, чем защитная реакция на что-то, что нам слишком трудно принять. 
Обманывая себя, мы придумываем себе долгосрочные планы с целью оправдать наши краткосрочные желания. Таким образом, можно сказать, что личный рост является лишь процессом обучения тому, как меньше лгать самому себе. 
Когда дело доходит до раскрытия наших собственных тайных желаний, многие из нас полагаются на аналогичные модели, чтобы защитить себя. Вот некоторые общие закономерности, которые я заметил у себя и у людей, с которыми я работал. 
1. «Если бы я мог просто «…», моя жизнь стала бы прекрасной!» 

Выбирайте, что вставить в «…»: жениться, переспать, получить повышение, купить новую машину, новый дом, завести себе кролика, вышивать по воскресеньям… Я надеюсь, что вы достаточно умны, чтобы понять, и без моей помощи, что в жизни достижение одной единственной цели не сможет решить все ваши проблемы и сделать вас навсегда счастливым. Но, тем не менее, эта маленькая хитрость нашего сознания — «если бы у меня…, то я бы…» — всегда присутствует. 
Сам процесс развития предполагает, что мы должны всегда существовать в состоянии лёгкого недовольства. Это имеет биологический смысл. Выживают и развиваются только те приматы, которые никогда не бывают вполне удовлетворены тем, что у них уже есть и хотят немного большего. 
Это отличная эволюционная стратегия, но плохая стратегия для обретения счастья. Если мы всегда стремимся к тому, что далеко от нас, нам становится довольно трудно оценить настоящий момент. Несомненно, мы можем слегка изменить эту стратегию путём изучения поведения и тренировкой своего сознания, но она является неизменным условием человеческого существования, чем-то таким, на что мы всегда должны опираться. 
Так что же из этого следует? Учитесь наслаждаться этим моментом. Учитесь получать удовольствие от самого процесса решения проблемы. Учитесь наслаждаться изменением своих целей и стремлением ко всё более высоким. Можно сказать, смакуйте этот процесс. В мире царит одно большое заблуждение – что удовлетворённость настоящим моментом и стремление к достижению высоких целей в будущем — так или иначе противоречат друг другу. Это не так. Если жизнь похожа на бег хомячка в колесе, в реальности цель никогда не будет достигнута, поэтому нужно найти способ наслаждаться бегом. 
2. «Если бы у меня было больше времени, я бы сделал …» 
Чушь. Вы либо хотите что-то сделать, либо нет. Мы часто увлечены идеей что-то сделать, но когда дело доходит до практики, выясняется, что на самом деле нам не очень-то и хочется… 
Мне нравится мысль стать серфингистом и заниматься сёрфингом во всех тех местах для отдыха, которые я посещаю каждый год. Но каждый раз, когда я арендую доску для сёрфинга, я испытываю разочарование и через несколько часов теряю всякий интерес. Мне нравится идея научиться хорошо играть в шахматы, но на самом деле я не готов посвятить этому большую часть своего времени. С другой стороны, я действительно хочу изучить как можно больше языков, поэтому я выделил часть своего дневного времени, чтобы продолжить обучение. 
Люди говорят, что они хотят начать свой бизнес, иметь накачанный пресс и стать специалистами в области музыки. Но это не так. Если бы они действительно этого хотели, они нашли бы время для занятий. Скорее всего, люди очарованы идеей, что у них есть цель, но они не хотят преодолевать те трудности, с которыми связано её достижение. 
Теперь вы, скорее всего, скажете: «О, ты просто не понимаешь, как я занят!» 

Но у вас всегда есть выбор, каким занятиям посвятить своё время. И вы выделяете его на те вещи, которые реально для вас важны. Если вы работаете по 80 часов в неделю, это означает, что именно это для вас важнее, чем всё то, о чём вы говорите, что вы «хотели бы сделать». И в действительности вы всегда можете прекратить так много работать. Вы можете не работать вообще. Вы можете решить, что для вас ваш сон дороже, чем деньги или еда в вашем любимом ресторане каждую неделю. Но вы не хотите… 
3. «Если я расскажу или начну заниматься «…», люди подумают, что я глуп» 
На самом деле, большинство людей не волнует, занимаетесь ли вы чем-то или нет, и даже если они об этом узнают, они будут гораздо более обеспокоены тем, что вы думаете о них. Правда заключается в том, что вы боитесь не того, что другие люди сочтут вас глупым, правда в том, что вы боитесь сами себе показаться глупым. 
Это вопрос о ваших способностях. Этот самообман происходит из-за неуверенности в своих силах. Он не имеет ничего общего с тем, хорошо или плохо люди подумают о вас. Люди вокруг вас слишком заняты, чтобы волноваться из-за того, что, по вашему мнению, их должно взволновать. 
4. «Если бы я просто сказал ему об этом, он, наконец-то, стал бы вести себя иначе» 
Вы не можете изменить людей. Вы можете только помочь им изменить себя. Самое рациональное, что вы могли бы сделать, это заставить кого-то посмотреть на себя со стороны и сподвигнуть его на поиски способов, как прекратить быть *удаком… Эта ложь является, как правило, следствием чрезмерной привязанности к кому-то или зацикленности на какой-то важной для вас проблеме. 
Давайте советы и предлагайте поддержку, но не ждите чудесных изменений. Любите людей такими, какие они уже есть, а не такими, какими вы хотите их видеть. 
5. «Всё отлично!» или «Всё пропало!» 
Всё зависит от того, как вы посмотрите на это. Сморите на вещи рационально. 

6. «Во мне есть что-то неправильное или особенное» 
Эта ложь является краеугольным камнем неуверенности в себе, вера в то, что мы изначально в чём-то неправильны или ущербны. Побочным эффектом существования в обществе с сотнями миллионов людей вокруг является то, что мы неизбежно начинаем сравнивать себя с усредненным социальным стандартом личности. По мере того, как мы взрослеем, мы замечаем (или нам напоминают об этом другие), что мы выше или ниже, красивее или уродливее, умнее или глупее, сильнее или слабее, лучше или хуже чем средний стандарт. 
Это называется «социализация», и она на самом деле служит полезной цели. Идея заключается в том, чтобы заставить людей соответствовать определённым культурным идеалам — для того, чтобы мы могли мирно сосуществовать друг с другом, а не рвать друг другу глотки и поедать на завтрак мёртвых младенцев. И, в основном, это работает. 
Но платой за эту социальную стабильность и сплочённость становится распространение убеждения, что мы недостаточно хороши, что мы фундаментально несовершенны и непривлекательны. Некоторые из нас более, чем другие, восприимчивы к этим убеждениям, особенно если в прошлом нас часто оскорбляли или травмировали. 
И эта вера в свою неполноценность отравляет все наши мысли, отражается на нашей деятельности и приносит нам страдания в течение всей нашей жизни. 
Но вот что парадоксально: мы боимся отказаться от убеждения, что мы, по своей сути, несовершенны. 
Но почему? Почему мы держимся за свою веру в то, что мы в чём-то «недочеловеки», что мы не так же достойны любви и успеха, как и все люди вокруг нас, и почему мы не пытаемся доказать обратное? 
Ответ на этот вопрос очень прост. Мы это делаем по той же причине, по какой мы придерживаемся любой веры — это заставляет нас чувствовать себя особенными. Если мы от природы где-то и в чём-то уступаем другим, это позволяет нам постоянно играть роль жертвы и мученика, тем самым эмоционально наполняя нашу жизнь. Если бы мы отказались от этой веры и признали, что мы по своей природе достойны той же жизни, какая у всех остальных, то мы бы потеряли наше право быть жертвой, наше право быть особенным. Мы превратимся в безликую фигуру, рядовое лицо из толпы. 
Поэтому нам дороги наши страдания, мы гордимся ими. Просто это единственная форма исключительности, которую мы знаем… 
7. «Я хотел бы это изменить, но…» 

Если вы считаете, что вам что-то мешает это сделать, кроме вашего собственного нежелания, то это полная ерунда. Вы ищете оправдания. И это нормально, мы все это делаем, но вам следует в этом честно себе признаться. Вы ничего не хотите менять, потому что если бы вы этого действительно хотели, то вы бы сделали это. И если вы не делаете этого, то это означает, что наличие причины ваших страданий как-то неосознанно приносит вам удовлетворение. 
Недавно я разговаривал с клиентом, который обвинял несправедливость нашей современной экономической и социальной системы, не дающей ему реализовать свою бизнес-идею. В ходе беседы он начал пересматривать некоторые из своих убеждений и обнаружил, что многие из них были лишь отговорками, позволяющими ему оправдывать свои неудачи. 
Но, тем не менее, его неспособность действовать сохранилась. Это произошло потому, что корень вопроса был глубже. Его гнев на несправедливость нынешней системы служил не только для оправдания неспособности действовать, но и подпитывал его чувство собственной важности, его убеждение, что если бы ему дали возможность попробовать, то он достиг бы небывалых высот. Однако, ему не дают такой возможности, и именно поэтому он вечно злой и несчастный. 
Потребность чувствовать свою значимость является одной из самых фундаментальных психологических потребностей. И в этом случае яркий молодой человек предпочёл держаться за свои страдания, а не идти на риск стать безликим неудачником. 
8. «Я не могу жить без…» 
В большинстве случаев, Вы можете… Если и существует что-то, что я вынес из своих путешествий по миру и длительных пребываний в некоторых особенно неприглядных местах, так это то, что люди способны невероятно быстро адаптироваться. Я (как и многие другие) прошёл через трудную процедуру распродажи и потери большой части своего имущества и я заметил, что после краткого периода ностальгии я перестал об этом думать. 
Постоянно пребывая в современном обществе потребления, многие из нас уже забыли, что, с психологической точки зрения, у нас уже есть всё, что нам нужно. Наши психика обладает невероятной способностью приспосабливаться к жизни в тех условиях, которые доступны, привести наши потребности в соответствие с ними и почувствовать себя счастливыми. Вне зависимости от уровня комфорта и средств к существованию для нас важно не только то, чем мы занимаемся и что мы имеем, но и то, какое значение имеет наша деятельность и какие отношения складываются между нами. 
Постарайтесь придать своей жизни большее значение, больший смысл. Это залог успеха. 
9. «Я знаю, что делаю!» 
Конечно, приятель, конечно… 
Наша жизнь – это всегда лишь череда предположений, постоянный процесс проб и ошибок. И на этом, как я предполагаю, можно закончить эту статью.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Интересные советы